О Гештальте в бизнес-психологии

Психология бизнеса.
Или правильнее сказать психотерапия бизнеса.


Роль психологии в ведении бизнеса огромна.
Почти любой бизнес-процесс пронизан человеческим фактором: общением и взаимодействием, конфликтами или симпатией, творчеством или отсутствием оного, волей или сомнениями, организованной командной работой или обидами и саботажем.
Сейчас есть великое множество бизнес-тренингов и различных программ для развития сотрудников.
При всем этом многообразии я бы выделил два главных источника специалистов в обучении персонала,  консультировании организаций и консалтинге:

  1. Бизнес-тренеры от бизнеса. То есть бывшие или действующие бизнесмены. Это специалисты в области бизнес-процессов и технологий, финансов и экономики.
  2. Бизнес-тренеры от психологии. Организационные психологи (или орг.консультанты). Это специалисты в области человеческих отношений, внутренних ресурсов и того как это проявляется в бизнес-сфере.

Чем же может быть полезен психолог, гештальтист для компании?
Прежде всего, тем, что работа специалиста в области гештальта направлена на достижение изменений. 
Как я вижу и понимаю свою работу с организацией или предпринимателем.
Один из ярчайших маркетёров современности Игорь Манн, говорит о том, что чтобы добиться успеха нужно три вещи:

  1. Знать, что делать
  2. Знать, как делать
  3. Взять и сделать.

И если с первыми двумя из этих вопросов может помочь тренер из первой группы, то с третьим ему не справиться.
«Взять и сделать» это вопрос не знаний, и даже не умений. Это вопрос воли, мотивации, азарта, куража или, наоборот неуверенности и страха. То есть эмоций. А еще это вопрос ценностей. Это вопрос сомнений – то есть внутренних противоречий и конфликтов. И все это территория психологии.
На этом третьем вопросе останавливается и забывается огромное количество идей, и спотыкается огромное количество людей. Здесь появляется то, что в Гештальте, называется сопротивлением. И это всегда вопрос личностный и личностных изменений.
Форматов работы орг.консультантов с компанией множество: это и тренинги, и коучинг (командный, индивидуальный или групповой), и сопровождение процесса, и консультирование организации как целого организма.
Как я уже говорил, работу психолога гештальтиста в организации я вижу в организации такой атмосферы, в которой для клиента возможны достижения личностных изменений.
Графически я бы изобразил процесс работы с клиентом так:

прирост селф в организационном консультирование

Я выделил три аспекта,  которые во время организационного консультирования (коучинга) находятся в фокусе внимания и работа с которыми может привести к расширению зоны осознавания и внутренним изменениям (или по научному к приросту Self) : отношения, изменения, представления.
Можно говорить о трех областях, где мы можем встретить сопротивления росту организации: Контакт внутри организации, Контакт организации со средой и сама граница между организацией и средой.
А значит можно говорить о следующих областях применения Гештальта в работе с организациями с примерными темами и запросами:

  1. Контакт внутри организации
    1. Командообразование
    2. Конфликты
    3. Организационные изменения
    4. Управление и лидерство
    5. Внутренние ресурсы роста
    6. Миссия
    7. Стратегические сессии
    8. Любое обучение персонала
    9. и т.д.
  2. То как организация поддерживает Контакт со средой
    1. Продажи
    2. Найм и увольнение  сотрудников
    3. Сервис
    4. Работа с поставщиками
    5. Работа с претензиями
    6. и т.д.
  3. Позиционирование компании (форма границ)
    1. Клиенториентированные программы
    2. Цена
    3. Ниша
    4. Конкурентные и неконкурентные преимущества
    5. Поиск «Голубого океана»
    6. и т.д.

Немного терминов для пояснения.
О теории и практики Гештальта написаны сотни книг и тысячи статей… а я попробую описать лишь несколько базовых понятий, имеющих отношения к этой статье.
Контакт (именно так, с большой буквы)– одно из самых главных понятий в Гештальте. Я в Контакте с другим человеком, только тогда когда я осознаю себя, свои потребности, то я делаю и тогда когда я вижу и слышу Другого таким, каков он есть на самом деле. Контактом не является такой разговор, когда я играю какую-нибудь чуждую мне роль, или вижу перед собой не человека, а свои представления о нем.
Граница Контакта (контак\граница) – Контакт возможен лишь там, где есть Граница. Там где заканчиваюсь Я и начинаюсь  не-Я (среда). Граница не только разделяет, на ней возможна встреча.
Сопротивление – внутренние силы, направленные против удовлетворения осознано желаемой потребности. Сопротивление всегда неосознаваемо, но от этого не менее реально.
Цикл опыта (цикл изменений) – те этапы, которые должно пройти нововведение или изменение, чтобы быть принятым в организации.
Self – теория Личности в Гештальте.

(с) Ефремов Денис.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.