Интервью для «Электрона»

В феврале перед Днем Святого Валентина главный редактор студенческой газеты «Электрон» Максим Гринберг взял у меня небольшое интервью.

Получилось неплохо, так что выкладываю его здесь.

______________________________

3

День Св. Валентина — чисто символический праздник любви. Вам не кажется, что несправедливо раз в год обращать внимание только на одну положительную эмоцию? Ведь их довольно-таки много. Может стоит отмечать так же день улыбок и веселья?
Не думаю, что для этого нужен специальный праздник. Почти каждый день дарит нам что-нибудь позитивное и приятное, нужно просто это почаще замечать.

Какую роль играют эмоции в подростковом коллективе (16-18 лет)? В них больше созидательного или разрушительного?
Эмоции важны в любом возрасте. Если человек принимает свои эмоции, то он лучше осознает свою жизнь, свои цели, свои желания. Он может черпать в них силу и жизненную  энергию. Ведь энергия есть только в эмоциях, в мыслях ее нет… Другая история, если человек боится своих эмоций и  борется с ними. Не признает, что какие-то эмоции ему свойственны. Например, грусть, или агрессию, или страх. Ведь у очень многих есть такое представление, что нужно жить только позитивными эмоциями, отгоняя от себя весь негатив. Но человек устроен так, что невозможно подавлять негативный спектр, оставаясь восприимчивым к позитивному. Без теней не может быть света. Я не призываю впадать в печаль, я говорю лишь о том, что все эмоции, которые испытывает человек, ему нужны – они сигнализируют о, том, как ему живется.
В возрасте 16-18 лет часто все переживается гораздо острее, и воспринимается  глобальнее, чем в более взрослые периоды. Если любовь – то навсегда, если потеря – то самая главная в жизни, если друзья – то на всю жизнь и т.д. Это то, что называется юношеский максимализм. И это понятно, в таком возрасте часто еще нет опыта потерь и опыта переживания этих потерь. Эмоциональной опорой при проживании неприятностей в этом возрасте может быть выражение «И это пройдет».
В этом возрасте еще огромное влияние оказывают родительские установки, только теперь отношения с родителями обретают форму контрзависимости: когда хочет спорить, делать наперекор и по-своему, доказать родителям, что ты уже вырос. И это нормально. У психологов есть такая шутка: взрослым человек становится, лишь тогда, когда мама ему что-нибудь советует, а у него уже не возникает желание обязательно с этим поспорить.

Какие основные ошибки допускают подростки в выстраивании близких личных отношений?
К сожалению, в наших школах не учат психологии. И мы мало, что знаем как о себе, так и других. Поэтому ошибки в выстраивании отношений, совершают не только подростки. Представление об отношениях, как о сказке,  про вечную любовь  – может сыграть с нами злую шутку. Отношения это непростая работа: говорить и договариваться, слушать и слышать, уважать ценности другого и оставаться собой – может оказаться не таким простым делом, как хотелось бы.  Неумение  слышать и видеть партнера – одна из главных проблем в отношениях. Причем в любом возрасте. Мы все живем «в мире кривых зеркал», и опираемся не на реальность, а на свое представление о ней. То, что нам кажется естественным и единственно правильным для другого человека может оказаться совсем не так однозначно.
Как пишут американские психологи Роберт и Рита Резник: «отношения трудны, изменчивы и проблематичны. Они не для слабых сердцем. Но отношения настолько важны, что стоят усилий затраченных на них. И далеко не всегда речь идет об отношениях  на всю жизнь».

Есть ли перспектива у подростковых отношений? Или все они являются «пробными», «тестовыми»?
Отношения не могут быть «пробными». Отношение это то, что происходит «здесь и сейчас».
Они важны сами по себе, независимо от их «перспективности».  Любовь ли это до гроба или недолгая влюбленность – это то, что делает жизнь ярче и полнее.

Сильно ли влияет массовая культура (фильмы, книги, ток шоу) на понимание подростками любви?
Массовая культура и, особенно, СМИ сейчас очень агрессивны. Рассказы о том, какими должны быть настоящие женщины и настоящие мужчины, льются на нас отовсюду. И часто это все закладывает почву для будущих неврозов и нервных срывов, ведь соответствовать идеальным картинкам просто невозможно. Наш век – это век пропаганды нарциссизма. Только успех, только сила, только быть самым лучшим… Это все провоцирует чрезмерные требования к себе, и к партнеру. И вечное чувство вины, за несоответствия идеальному образу. Необходимо тщательно «пережевывать» ту информацию, которая приходит к нам из телевизора и Интернета.
Брен Браун, провела очень интересное исследование на тему межличностных отношений и вывод, который она делает: способность  любить всегда рядом с принятием своего несовершенства,  и уязвимости.  «Людям надо научиться смелости быть несовершенными» — пишет Браун.
— Есть ли что-нибудь, чего бы вы хотели добавить?
К сожалению, до сих пор многие люди боятся приходить к психологам, предпочитая учиться на собственных жизненных ошибках, а не на тренингах и группах. Я ранее уже писал о том, что в школах психологическому воспитанию не уделяют должного внимания. Вся школьная психология сводится к тестам и диагностики, но никто не занимается в школе обучением слышать другого и, что не мало важно, доносить свои мысли до других.  В современном мире восприятие психологии как агрессора и уж тем более отрицание ее значения больше похоже на средневековую инквизицию. Если мы обратимся к современной истории, то увидим, что во всех развитых странах психология стоит на высоком уровне, и наша страна медленно, но верно движется в этом направлении. Меня очень радует отношение молодежи к психологии: все чаще к нам на тренинги и семинары стали приходить молодые люди от 18 лет. Мы проводим много интересных психологических игр, в которых каждый имеет возможность прочувствовать что- то свое, но при этом пропустить через себя множество ситуаций, и удивиться тем выборам, которые делает.

Ефремов Денис, практический психолог, гештальт-терапевт
Специалист психологической Мастерской PSY-house
Тел. 8-918-895-31-33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.