К ГЕШТАЛЬТ-ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ. Питер Филиппсон.

К  ГЕШТАЛЬТ-ТЕОРИИ  ВРЕМЕНИ.
Питер Филиппсон.

(Перевод Самсоновой В.)

peter_philippson

Как Гештальт-терапия рассматривает время? Действительно ли есть что-либо  отличительное  в этом подходе? Как это связывается с акцентом Гештальта на «здесь-и-теперь»? Какие могут быть применения философские и терапевтические,  Гештальт-подхода  ко времени? В рамках Гештальт сообщества есть много других представлений; это мысли, разработкой которых  я занимаюсь..

Я хотел поблагодарить Джона Бернарда Харриса за его комментарии к первому проекту этой статьи.

Два философских подхода поддерживают различное понимание  времени. В одном из них говорится, что время – неотъемлемое  качество вселенной, и оно «реально». Это представление происходит от Платоновского «реализма»: время —  является одним  из основных фактов вселенной,  а все другие явления, которые  мы чувствуем, выступают как  вторичные выражения. Таким образом, не случайно, что Ньютон описал Бога как часовщика. Время — одно из основных величин в его уравнениях, которые объясняют, как работает Вселенная. Другой подход заключается в том, что время – это человеческая конструкция, фильтр, через который мы рассматриваем наше восприятие. Кант пошел далее, и выдвинул гипотезу, что конструкция времени была врожденной, не во Вселенной, а в нашей  составляющей, как человеческих существ.

Гештальт и время

Отправной точкой для исследования  любой темы  в Гештальт подходе должны быть отношения между организмом и окружающей средой, и осознавание/восприятие как функции границы контакта между ними (которая и  определяет  организм и окружающую среду).

Первое что нужно отметить, что все осознавания  происходят» здесь и теперь».

Они не могут быть где-либо еще.. .Если я помню событие в прошлом, тот отрывок из памяти,  то, как я это вспоминаю происходит, здесь и  теперь. Более того, любое событие намного богаче, чем мое воспоминание об этом, точнее. Мое воспоминание будет только относительно того аспекта, который я лично наблюдал, вместе с визуализациями, которые «восполняют пробелы» и осмысливаю опыт. (Последнее  —  является иллюстрацией того как  гештальт-психология понимает принцип  завершенности, то как мы  в нашем восприятии стремимся завершить то, что не является завершенным). Если я визуализирую будущее событие, я строю эту визуализацию сейчас, исходя из моих надежд, страхов, ожиданий и обязательств. То, что я визуализирую, может случиться, а может и нет, так же, как то  что я помню, возможно, происходило,  именно как  я помню это, а возможно и не так. Но запоминание и визуализация —  события в настоящем.

Второе на что следует  обратить  внимание, это то,что как это  ни парадоксально, я не могу знать все о происходящем. Я думал о словах И.Фрома [цитата  Мюллера, 1995]: Гештальт-терапия не может быть терапией процесса, так как мы не можем осознавать отдельные события, за исключением тех которые являются частью процесса.

Мы осознаем разницу, изменения,  и новизну. И только имея отношения  со всем  этим, мы можем ощущать происходящее. Например, я  могу увидеть ящерицу на фоне травы только, когда она  начнет перемещаться. Я могу осознавать что-либо статичное, если я двигаюсь относительно этого, или если я фокусируюсь  или повторно сосредотачиваю мой взгляд. Перлз, Хеферлайн и Гудман[ПХГ] подчеркивают важность новизны для осознавания,  а новизна неизбежно требует времени. Организмическая  саморегуляция, кроме самого простого  инстинктивного уровня, также включает в себя проекции в «будущее», основанные на воспоминаниях из «прошлого».

Таким образом у нас есть очень любопытный парадокс: то что  мы осознаем, это- здесь-и-теперь, но  само осознание возможно только через процесс (в Кратком Оксфордском словаре   термин процесс  определяется как  то, что продолжается или проистекает). Я понимаю это так, как то что математики называют векторными величинами, которые имеют количественные измерения и направление. Так, например, скорость – это векторная величина, поскольку она указывает на то, как быстро что-либо происходит и в каком направлении. Я полагаю, что наши чувства направлены на осознание векторных величин. Более  того «здесь-и-теперь» само по себе векторная величина, постижимая только в своем движении от прошлого к будущему.

Так что мы, человеческие существа, привнесли  к опыту времени, наше векторное понимание его. Мы превращаем процесс в вещи. Затем, мы обращаем этот векторный поток в вещь –  во  время. Но, если мы говорим об отношениях, это только полдела. Так как мы знаем, что окружающая среда, которую мы ощущаем  полезно освещена нашим восприятием, то получается,  что время  является  полезной абстракцией. И есть очень убедительный довод в пользу того, что это верно. Высказывание, что у нас есть свойство превращения процессов в вещи, является утверждением, которое соответствует концепции «краха  волновой функции» в квантовой физике. Она гласит, что материя не имеет твердой формы  в отрыве от отношений с наблюдателем. Скорее это находится в форме «вероятной волновой функции. А будучи видимой наблюдателю, эта волна (процесс) «распадается» в одно или возможно во  многие физические состояния. Квантовая физика также говорит, что время может делать забавные вещи. «Здесь-и-теперь» может иметь значения для прошлого  так же как и для будущего. Цитита Зохэра [1991], «Два события, происходящие в разное время, влияют  друг на друга так, будто они происходят в то же самое время. Фактически, им удается  встретиться через время в некотором синхронизированном танце, который бросает вызов всему нашему связанному со здравым смыслом воображению.» Таким образом, понятие времени возникает и из моего восприятия и из свойств вселенной, которую я чувствую, и, в частности из отношений между нами.

И  потом, конечно, мы  также являемся частью вселенной  этой квантовой вероятности. Так в процессе «меня во вселенной», граница контакта формируется из меня и окружающей среды, и мой процесс  встречается с  процессами  окружающей среды, чтобы сформировать вещи и события, которые сначала воспринимаются нами  как векторные величины, имеющие направление. Затем  изменение и движение, присущие всему этому, естественно преобразуются в наше понятие времени.

Это все кажется очень сложным..

Самое интересное  для меня в теории Гештальта  это то, что, если ее упрощать, то в конечном итоге  ее будет легче понять на  интеллектуальном уровне, но  будет не так легко иметь дело с ней на практике. И наоборот, если мы, стиснув зубы, будем комплексно изучать  Гештальт-подход, мы в конечном итоге останемся   жить в мире ,  имея все инструменты, для взаимодействия  с ним.

Так, в данном случае мы знаем, что движение, изменение и новизна  встроены в наше контактирование с  миром. Когда мы хотим сократить наше осознавание, мы прекращаем движение или «замораживаемся «в страхе». Мы знаем, что «прошлое» и «будущее» могут быть различными для нас от минуты к минуте…и будут  различными для разных участников одних и тех же событий. Это знает любой полицейский, который принимает заявление… Мы даже знаем, что время – это понятие, которое является очень естественным для нас, и все же становится нечетким, когда мы пытаемся смотреть на него.

Применение  в  Гештальт-терапии.

В  Гештальт-терапии момент  здесь-и-сейчас  перемещается между «прямо здесь и теперь» (клиент с психотерапевтом), прошлым -и- сейчас (воспоминания клиента о детстве, или воспоминания  психотерапевта и клиента  о предыдущих  терапевтических сессиях), и «будущим-и- сейчас» (ожидания  клиента от терапии). Каждый момент «прямо здесь- и- сейчас формируется как фигура из фона  «прошлого –и- сейчас » и «будущего –и — сейчас . Это — векторная перспектива. Весь поток моей жизни —  это больше чем сумма ее частей. Если клиент теряет смысл развития во  времени, присущее каждому здесь-и-сейчас, то он или она не может ориентироваться  в отношениях  к терапевту или к терапии. Это особенно важно отмечать с теми клиентами, с которыми каждая сессия  протекает так как будто не было предыдущих. Они потеряли векторный смысл своего осознавания.  Таким клиентам я часто напоминаю о том, что мы сделали на последней сессии, и прошу, чтобы они вели  журнал своей терапии, и их прогрессии между сессиями. (Важно отметить, что я здесь говорю о «прогрессии» и  а не «о прогрессе». Нет никакой потребности рассматривать будущее, являющееся прогрессом. Важно сосредоточиться на настоящем моменте как предпосылке для ориентации и выбора.)

Заключение

Рассмотрение времени в соответствии с Гештальт-подходом  позволяет нам выйти за пределы поляризации, в которой время берет свое начало   либо в структуре Вселенной либо  в  нас. Скорее это — качество, которое возникает из нашей взаимосвязи с окружающей  средой.. Когда мы перцепционно превращаем процессы в вещи, мы можем сказать, что «время выкристаллизовывается». Этот подход ко времени во многом соответствует нашему опыту, а также тому, что  было обнаружено  в мире квантовой физики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.