The Gestat Times Время Гештальта №1 (Ноябрь 2014) | |||||||
Доброго Вам дня, уважаемые подписчики! Предлагаю Вашему вниманию эксперимент: я хочу выпускать электронную газету, с кратким обзором того, чему лично я в этот месяц удивился, впечатлился, обрадовался или наоборот огорчился, одним словом всем тем, что не оставило меня равнодушным. Тематика газеты, конечно же, связана с Гештальтом, психотерапией, психикой, да и вообще с жизнью. Возможно, некоторые новости Вы уже видели в наших сообществах FB и ВК, но надеюсь, что для Вас будет и что-нибудь новенькое J. Информационное поле сегодня очень насыщено и отсеять интересные материалы от не очень, весьма затратное по времени занятие: я сделаю это за Вас, и я надеюсь, что Вы сейчас выделите Время для Гештальта, ведь я отобрал для Вас самое интересно (на мой взгляд). | |||||||
Интересные исследования | |||||||
Эксперимент в Огайо. В 1993 году ученые из Огайо наложили грим на лицо нескольким женщинам, изображающий большие уродливые шрамы. Им дали посмотреть на себя в зеркало, и сказали, что в таком виде им предстоит встреча с незнакомыми людьми. После этого на лица нанесли якобы защитный крем, а на самом деле смыли шрамы, не предупредив об этом участниц эксперимента. Про мозг · Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситуацией, то есть чувство беспомощности. · С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Мозг по-прежнему стремится к активности. Физические упражнения помогают улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать поставленные задачи. — В результате исследования NASA было выявлено, что 26-минутный сон повышает работоспособность пилотов на 34 процента. Достаточный ночной отдых влияет на умственную деятельность на следующий день. · Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Мультизадачности не существует! · Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали. · Слушатели начинают расходиться после десяти минут лекции или презентации, но вы можете вернуть их при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции. · Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг. · Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запоминается в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается. Из замечательной книги «Правила мозга» (http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/pravila_mozga/) Видео про целеустремленность! Вон оно как оказывается… Перфекционизм, неудачи и самооценка в своей книге «Парадокс перфекциониста» пишет:
Парадоксально, но психологи выяснили, что самооценка человека растет, когда он сталкивается с неудачами, потому что осознает — поражение не так ужасно, как представлялось. Префекционисты избегают испытаний из-за страха неудач — а это все равно, что внушать себе мысль о том, что ты не способен справиться с трудностями». | Осторожно! большой текст Наши дети? Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п. Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения. На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента? — готовили еду, ели; Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. 63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось. При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей. Есть над чем подумать… | ||||||
![]() | |||||||
Классики Гештальта | |||||||
Спасибо Алексею Виноградову и его гештальт-клубу за то, что они разместили у себя это видео (а так же переводчице – за русские субтитры). | Фриц Перлз — отец-основатель Гештальттерапии (родился 8 июля 1893 Берлин, умер 14 марта 1970 в Чикаго). Бунтарь, новатор, гений. ___ Разница понятий « осознавание» и «осознания» в Гештальте. —Awareness, (приемлемые русские эквиваленты – проживание, переживание, осознавание) . Это полные вовлеченность, включенность в процесс, объединяющие одновременно и восприятие, действие и мышления. — Consciousness, (подходящие русские эквиваленты – понимание) Эта форма осознавания подразумевает, прежде всего участие рефлексивного сознания, мышления.. | ||||||
Про пары | |||||||
1+1=? http://www.psychologies.ru приводит интересный фрагмент сессии психотерапевта Екатерины Михайловы. «Напротив меня сидит молодая женщина: красива, умна, успешна, слегка за тридцать. Несколько историй о том, как начинались, развивались и И тут выясняется, что вместе они не делали ничего. Совсем. Потому она и вопроса не поняла. Они не пели на два голоса, не резались в скрабл, не расставляли мебель, не запускали воздушного змея, не готовили узбекский плов, не укладывали чемодан, не стригли в четыре руки ее йоркширского терьера, не покупали вместе продукты в супермаркете, даже не танцевали. Они только потребляли правильные развлечения, позволяющие действовать строго по ролям, – примеряли образ пары, но так, чтобы не встретиться с реальной, пусть даже игровой, взаимностью. Как будто эти двое собирались не быть вместе по-настоящему, а снимать кино с собой в главных ролях. Режиссер оставался за кадром, но явно был где-то рядом: современный миф «правильного романа» и «совместимости» поставил все сцены как положено. Даже и эмоции там были, даже страсть. А настоящей совместности, взаимности, диалога – не было…» ![]() Ни одни отношения не могут достигнуть уровня, на котором не будет проблем. Если же вы видите отношения, в которых нет проблем, это значит, что отношений больше нет. | |||||||
Про Счастье. | |||||||
Дмитрий Леонтьев на http://www.psychologies.ru приводит результаты одного из самых «долгоиграющих» исследований, он начался в 1938 году и идет до сих пор! Итак, Дмитрий Алексеевич суммирует: «Если мы хотим радоваться жизни после 65, важно позаботиться об этом до того, как нам исполнится 50. Вот семь ключей к благополучной старости, которыми стоит запастись. 1. Отсутствие интенсивного курения (больше пачки в день) – самый сильный фактор. Важно бросить до 45–50, тогда негативное влияние исчезнет.Сигарета от случаяк случаю не в счет. 2. Зрелые психологические защиты: юмор, антиципация (предвидение), сублимация. Психологические защиты – это типичные способы справляться с неприятными переживаниями и конфликтами. Нез 3. Нормальный вес. 4. Отсутствие злоупотребления алкоголем – это единственный фактор, который предсказывает одновременно и психоэмоциональное, и физическое здоровье в позднем возрасте. Из тех, кто не курит и не злоупотребляет алкоголем, в 75–80 лет не имеют проблем с физической активностью 64%. Из тех, кто много курит либо привержен алкоголю, – 24–36%. Из тех, кто позволяет себе и то и другое, – 8%. 5. Стабильный брак, приносящий удовлетворение. 6. Некоторая физическая активность. Этот фактор, как и предыдущий, влияет не только на физическое здоровье, нои на субъективное благополучие. 7. Уровень образования. Этот фактор менее значим, чем другие. Он не проявился в гарвардской выборке, где у всех был очень высокий уровень образования, но у трудных бостонских подростков, у которых жизнь сложилась по-разному, он оказался очень важным. При этом социальный класс и интеллект влияния не оказывают». И еще: «Данные исследований опровергли миф относительно рокового влияния раннего детства на все, что произойдет с нами потом. Если детство несчастливое, то это не фатально, возможны варианты. Даже сироты к 80-летнему возрасту имели такую же вероятность быть счастливыми и здоровыми, как и те, кто был окружен любящими родителями и родственниками. Социальные и психологические характеристики родителей оказывали некоторое влияние на личность в ранней взрослости, но переставали играть какую-либо роль к семидесяти годам. Продолжительность жизни детей никак не связана с продолжительностью жизни родителей, по крайней мере в США. Другой сюрприз: количество стрессовых событий в жизни применительно к старости вообще ни на что не влияет.» | |||||||
Гештальт вокруг! | |||||||
Вера Полозкова. Что еще тебе рассказать? Надо жить у моря, мама «это ведь только вопрос выбора, мама: месяцами пожирать себя за то, что не сделано, упущено и потрачено впустую – или решить, что оставшейся жизни как раз хватит на то, чтобы все успеть, и приняться за дело; век пилить ближнего своего за то, какое он тупое неповоротливое ничтожество – или начать хвалить за маленькие достиженьица и победки, чтобы он расцвел и почувствовал собственную нужность – раз ты все равно с ним, и любишь его, зачем портить кровь ему и себе…?» | |||||||
Что такое Гештальт-терапия? О Гештальте и психотерапии для клиентов. | |||||||
Часть 1 О симптоме, запросе и том кому нужна терапия. Я хочу сделать некий путеводитель по Гештальту для Клиента – то есть серию небольших постов, с помощью которых стало бы более понятно какую пользу несет психотерапия. Начну с того, зачем собственно человек приходит в психотерапию (неважно индивидуальный формат или групповой, или же речь вовсе идет о тренинге). | Часть 2 Зачем приходить на терапию? (В чем же всё-таки польза терапии?) Наши основные психологические защиты формируются довольно-таки рано: к 5-7 годам наш характер уже во многом сформирован, сформированы многие поздние защитные механизмы. А ранние и довербальные защиты формируются и того раньше – к 3!. Другими словами наши психологические защиты, наши «панцири» и «доспехи», наши «клыки» и «копья» — то есть то как мы воспринимаем мир и как с ним общаемся (читай – наш характер) сформированы к дошкольному возрасту. И с этим багажом мы выходим во взрослую жизнь… (продолжить чтение) | Часть 3 Выбор, псевдовыбор и Новизна Нам кажется, что мы всегда самостоятельно принимаем решения, делаем свои выборы. Однако, так ли это? Наши привычки, наш сценарий (читай, семейно-психологические традиции, передаваемые из поколения в поколения), наши психологические защиты и сопротивления, весь наш опыт (и опыт удач и опыт травм) все это влияет на выборы, который мы делаем сегодня | |||||
Для специалистов и не только. | |||||||
Юлия Пирумова в своем фейсбуке пишет простую, «Сегодня на сессии вспомнила важную особенность терапии. Психологи и интересующиеся ее знают, но напомню всем желающим: Травма и следующее расщепление, а потом и боль, страхи, тревога и прочие последствия, создают нарушения контакта. То есть мы научаемся жить и переживать все в одиночку. Глобальным следствием травмы является изоляция и одиночество переживания. И смысл, ресурс и исцеление в терапии находятся именно в контакте с другим! В том, как мы имеем возможность БЫТЬ вместе с другим человеком в точке своей боли и бессилия. Мы находим нового себя в живом контакте! Это возможность переживания своих чувств, опыт их раскрытия и как следствие — обнаружение силы того, что я ценен, мои чувства ценны, мои переживания ценны; этим всем можно и нужно делиться и что немаловажно: рядом есть человек, который не разрушается от всего этого. То есть чувства, какие бы они не были непереносимыми, можно показать. И другой человек все равно останется рядом и не отвергнет, не осудит и не будет «лечить» меня. Именно в этой точке много исцеления.. В здоровом человеческом контакте, для которого мы были рождены! Терапия — это как переход на другой уровень жизни, точнее, возврат в место «до травмы»: в место, где ничто не мешало мне быть самой собой. Именно поэтому самотерапия и самообьяснение — предельны по своей эффективности. От точки «психолог ничего не может мне объяснить обо мне, чего я сам не смог бы» есть вариант прийти в состояние «я больше не могу один выносить это». И я собираюсь с силами и нахожу смелость идти к специалисту, с которым моя душа способна будет вернуться из изоляции в контакт»! | ![]() | ||||||
Старые дети (статья для газеты «Все для Вас») http://psy-de.ru/wp-content/uploads/2014/04/staryie-deti.png | |||||||
![]() из фильма «Сказка о потерянном времени» Некоторые люди умудряются состариться, так и не повзрослев. Так и не научившись брать ответственность за свою жизнь. Они, несмотря на свои 25, 30, 40…60 лет совершенно по-детски воспринимают мир, так же по-детски избегают ответственности за себя, за свои выборы. Инфантилизм. Вера в сказки и чудеса, вера в то, что кто-то большой, взрослый и сильный поможет. Вера, которая когда-то из опоры и ресурса вдруг превратилась в оправдание своей пассивности. Откуда это берется и как с этим бороться? Свобода и реализация себя невозможна без ответственности. Но когда ответственность воспринимается как синоним вины, её очень хочется избежать, оттолкнуть и «сбагрить» на кого-нибудь другого. Если родители не понимают разницы между ответственностью и виной, то их ребенок, вырастая, имеет все шансы стать инфантилом. Ответственность – это всегда мой выбор, это та часть моей реальности, которой я готов и хочу управлять. Вторая важная опора в инфантилизме это выученная беспомощность. Больших и сильных слонов удерживает маленькая ветка, воткнутая в землю. Как это происходит? Когда слоны еще совсем маленькие их сажают на цепь, привязывая к крепкому столбу, и они на всю жизнь запоминают всю тщетность попыток вырвать этот столб. Так формируется выученная беспомощность. Мы тут мало, чем отличаемся от слонов. Нужно понимать, что инфантилизм – это не характеристика человека, это характеристика отношений. Это симптом системы, в которой он находится и в которой вырос. Он таков, потому что система, в которой он живет, позволяет ему быть таким. Не хотите, чтобы на вас перекидывали чужую работу – не берите за нее ответственность. Например, мать страдает и жалуется на своего великовозрастного сына: он не работает и ни к чему не стремиться в жизни, а только целыми днями просиживает за компьютерными играми. Но она продолжает обеспечивать его всем необходимым для жизни, она платит за его квартиру, готовит ему кушать, дает деньги, и тем самым поддерживая не своего ребенка, а его невроз. Такая мать соучастник, соавтор системы, в которой инфантилизм поощряется одной стороной и выгоден второй стороне. Взаимная семейная поддержка очень важна. К кому еще как не к семье можно обратиться, когда тебе сложно? И я совсем не о том, помощь это плохо. Я о паразитизме, когда одни живут за счет других, когда тем, кто психологически взрослее приходиться постоянно решать чужие проблемы. Чувство вины, чувство долга, чувство собственного превосходства, чувства жалости – это немногое из того, что может удерживать в такой модели отношений «спасателя». А еще это «отличный» способ не решать свои проблемы, не заниматься своей жизнью: «я же занят, я постоянно помогаю этому бездельнику!». И тогда это тоже своего рода инфантилизм, только более изощренный и социально приемлемый. Об этом писал психотерапевт Стивен Карпман, автор известной схемы – треугольник: «жертва-насильник-спасатель». Все эти роли не только присутствуют, но и постоянно меняются местами: жертва становится насильником, и начинает нападать на бывшего спасателя. Если вы замечаете, что попали в подобного рода систему. И что постоянно спасаете, злитесь и страдаете в отношениях с близким человеком, который злоупотребляет вашей заботой. Это повод задумать о том, зачем вам это? И том, какую на самом деле, медвежью услугу вы оказываете такому спасаемому. Попробуйте трезво взвесить: идет ли на пользу ваша помощь, возможно человеку действительно необходима поддержка, а возможно он ей злостно, хоть и неосознанно пользуется. И тогда это повод что-то менять в отношениях, брать ответственность за свою жизнь, а не за чужую. Ефремов Д. | |||||||
А знаете ли Вы? | |||||||
Ведь наши слезы имеют различную структуру в зависимости от причины, их вызвавшей. Под микроскопом слезы горя, надежды и слезы во время нарезки лука выглядят по-разному. | |||||||
Календарь событий на декабрь 2014 | |||||||
6 декабря | 11 и 21 декабря | 20 декабря | |||||
Очередная встреча Гештальт-терапевтической группы «Не Формат» | Бесплатный Мастер-Класс «Гештальт и развитие личностной эффективности» | Гештальт-тренинг «По дороге из жёлтых кирпичей» | |||||
Группа функционирует с февраля 2014. Стоимость участия для новеньких, или после пропуска – 1000 руб | В начале следующего года, я хочу запустить небольшую серию тренингов, посвященных вопросам личностной эффективности, психологии бизнес-процессов, про те навыки, которые необходимы, чтобы успешно заниматься своим Делом. Про то, как на эти вопросы можно смотреть с помощью Гештальта. | 20 декабря в 15.00 Тренинг об одном из самых главных вопросов: о том, как мы обходимся со своими желаниями.мы будем исследовать установки, размышлять о платах и рисках, искать балансы между «должен» и «хочу», замечать ответственность и делать выборы.
с 15.00 до 21.00, на Доломановском, 1. Стоимость участия: от 850 до 1200
| |||||