Выпуск 1

The Gestat Timesдля gestalt_times

Время Гештальта

№1 (Ноябрь 2014)

    Доброго Вам дня, уважаемые подписчики!

  Предлагаю Вашему вниманию эксперимент: я хочу выпускать электронную газету, с кратким обзором того, чему лично я в этот месяц удивился, впечатлился, обрадовался или наоборот огорчился, одним словом всем тем, что не оставило меня равнодушным. Тематика газеты, конечно же, связана с Гештальтом, психотерапией, психикой, да и вообще с жизнью. Возможно, некоторые новости Вы уже видели в наших сообществах FB и ВК, но надеюсь, что для Вас будет и что-нибудь новенькое J.

   Информационное поле сегодня очень насыщено и отсеять интересные материалы от не очень,  весьма затратное по времени занятие: я сделаю это за Вас,  и я надеюсь, что Вы сейчас выделите Время для Гештальта, ведь я  отобрал для Вас самое интересно (на мой взгляд).

Интересные исследования

Эксперимент в Огайо.

   В 1993 году ученые из Огайо наложили грим на лицо нескольким женщинам, изображающий большие уродливые шрамы. Им дали посмотреть на себя в зеркало, и сказали, что в таком виде им предстоит встреча с незнакомыми людьми. После этого на лица нанесли якобы защитный крем, а на самом деле смыли шрамы, не предупредив об этом участниц эксперимента.
После встречи многие женщины рассказывали о том, что они подверглись разным формам дискриминации, и даже смогли точно назвать, какие слова и действия использовал собеседник, чтобы оскорбить их.
Хотя ни у одной на лице не было видимых изъянов («шрамы» уже удалили), этого знания оказалось достаточно, чтобы они почувствовали себя жертвами дискриминации.

не формат

Про мозг

мозг

·        Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситуацией, то есть чувство беспомощности.

·        С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Мозг по-прежнему стремится к активности. Физические упражнения помогают улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать поставленные задачи.

— В результате исследования NASA было выявлено, что 26-минутный сон повышает работоспособность пилотов на 34 процента. Достаточный ночной отдых влияет на умственную деятельность на следующий день.

·        Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Мультизадачности не существует!

·        Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали.

·        Слушатели начинают расходиться после десяти минут лекции или презентации, но вы можете вернуть их при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции.

·        Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг.

·        Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запоминается в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается.

Из замечательной книги «Правила мозга» (http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/pravila_mozga/)

Видео про целеустремленность!

Вон оно как оказывается…

Перфекционизм, неудачи и самооценка

Тал Бен-Шахар в своей книге «Парадокс перфекциониста» пишет:

перфекционист«Перфекционист создает себе такие условия, в которых невозможно жить с нормальной самооценкой: он постоянно критикует себя, обращает внимание только на свои недостатки и не ценит то, чего уже достиг. Вдобавок склонность к идеализации и максималистский склад ума заставляет перфекционистов раздувать встретившиеся препятствия до размеров катастрофы. В таких условиях низкая самооценка гарантирована.

Парадоксально, но психологи выяснили, что самооценка человека растет, когда он сталкивается с неудачами, потому что осознает — поражение не так ужасно, как представлялось. Префекционисты избегают испытаний из-за страха неудач — а это все равно, что внушать себе мысль о том, что ты не способен справиться с трудностями».

Осторожно! большой текст

Наши дети?

      Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

дети2

       Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто.

Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.


Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

дети3

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Есть над чем подумать…
Информация из книги Екатерины Мурашовой «Любить или воспитывать».

 1

Классики Гештальта

Спасибо Алексею Виноградову и его гештальт-клубу за то, что они разместили у себя это видео (а так же переводчице – за русские субтитры).
Ф. Перлз здесь очень просто, на простых примерах показывает, что такое осознавание в Гештальте.

Фриц Перлз —  отец-основатель Гештальттерапии (родился 8 июля 1893 Берлин, умер 14 марта 1970 в Чикаго). Бунтарь, новатор, гений.

___

Разница понятий « осознавание» и «осознания» в Гештальте.

Awareness, (приемлемые русские эквиваленты – проживание, переживание, осознавание) . Это полные вовлеченность, включенность в процесс, объединяющие одновременно и восприятие, действие и мышления.

Consciousness, (подходящие русские эквиваленты – понимание) Эта форма осознавания подразумевает, прежде всего участие рефлексивного сознания, мышления..

Про пары

1+1=?

http://www.psychologies.ru приводит интересный фрагмент сессии психотерапевта Екатерины Михайловы.

«Напротив меня сидит молодая женщина: красива, умна, успешна, слегка за тридцать. Несколько историй о том, как начинались, развивались и желтые кирпичипрекращались отношения с красивыми, умными и успешными мужчинами, – и вопрос: «Что я делаю не так?».  Спрашиваю, почему вопрос важен сейчас, – чуть раздраженно пожимает плечами и довольно сухо говорит, что пару месяцев встречается с человеком, который вроде бы всем хорош, но не хотелось бы в очередной раз… Слушаю, где эти двое бывали, кто из них что сказал или написал, какие чувства она тогда испытала… Похоже, что оба как будто проводят взаимное собеседование на тему «подходим ли мы друг другу». Взрослые люди, всякое уже бывало, понять можно. «А как у вас получается делать что-то вместе?» Пауза, взгляд в сторону и ответ: «Секс меня устраивает». Само по себе хорошо, но вообще-то вопрос не об этом.

И тут выясняется, что вместе они не делали ничего. Совсем. Потому она и вопроса не поняла. Они не пели на два голоса, не резались в скрабл, не расставляли мебель, не запускали воздушного змея, не готовили узбекский плов, не укладывали чемодан, не стригли в четыре руки ее йоркширского терьера, не покупали вместе продукты в супермаркете, даже не танцевали. Они только потребляли правильные развлечения, позволяющие действовать строго по ролям, – примеряли образ пары, но так, чтобы не встретиться с реальной, пусть даже игровой, взаимностью. Как будто эти двое собирались не быть вместе по-настоящему, а снимать кино с собой в главных ролях. Режиссер оставался за кадром, но явно был где-то рядом: современный миф «правильного романа» и «совместимости» поставил все сцены как положено. Даже и эмоции там были, даже страсть. А настоящей совместности, взаимности, диалога – не было…»

Ни одни отношения не могут достигнуть уровня, на котором не будет проблем. Если же вы видите отношения, в которых нет проблем, это значит, что отношений больше нет. © Ошо

Ни одни отношения не могут достигнуть уровня, на котором не будет проблем. Если же вы видите отношения, в которых нет проблем, это значит, что отношений больше нет.
© Ошо

Про Счастье.

Дмитрий Леонтьев  на http://www.psychologies.ru приводит результаты одного из самых «долгоиграющих» исследований, он начался в 1938 году и идет до сих пор!

Итак, Дмитрий Алексеевич суммирует:

«Если мы хотим радоваться жизни после 65, важно позаботиться об этом до того, как нам исполнится 50. Вот семь ключей к благополучной старости, которыми стоит запастись.


1. Отсутствие интенсивного курения (больше пачки в день) – самый сильный фактор. Важно бросить до 45–50, тогда негативное влияние исчезнет.Сигарета от случаяк случаю не в счет.


2. Зрелые психологические защиты:  юмор, антиципация (предвидение), сублимация. Психологические защиты – это типичные способы справляться с неприятными переживаниями и конфликтами. Незключи от счастьярелые защиты – вытеснение, агрессия, отрицание – дают лишь временное устранение, а не решение проблемы.


3. Нормальный вес.


4. Отсутствие злоупотребления алкоголем – это единственный фактор, который предсказывает одновременно и психоэмоциональное, и физическое здоровье в позднем возрасте. Из тех, кто не курит и не злоупотребляет алкоголем, в 75–80 лет не имеют проблем с физической активностью 64%. Из тех, кто много курит либо привержен алкоголю, – 24–36%. Из тех, кто позволяет себе и то и другое, – 8%.


5. Стабильный брак, приносящий удовлетворение.


6. Некоторая физическая активность. Этот фактор, как и предыдущий, влияет не только на физическое здоровье, нои на субъективное благополучие.


7. Уровень образования. Этот фактор менее значим, чем другие. Он не проявился в гарвардской выборке, где у всех был очень высокий уровень образования, но у трудных бостонских подростков, у которых жизнь сложилась по-разному, он оказался очень важным. При этом социальный класс и интеллект влияния не оказывают».


И еще: «Данные исследований опровергли миф относительно рокового влияния раннего детства на все, что произойдет с нами потом. Если детство несчастливое, то это не фатально, возможны варианты. Даже сироты к 80-летнему возрасту имели такую же вероятность быть счастливыми и здоровыми, как и те, кто был окружен любящими родителями и родственниками. Социальные и психологические характеристики родителей оказывали некоторое влияние на личность в ранней взрослости, но переставали играть какую-либо роль к семидесяти годам. Продолжительность жизни детей никак не связана с продолжительностью жизни родителей, по крайней мере в США. Другой сюрприз: количество стрессовых событий в жизни применительно к старости вообще ни на что не влияет.»

Гештальт вокруг!

Вера Полозкова.

Что еще тебе рассказать? Надо жить у моря, мама

«это ведь только вопрос выбора, мама: месяцами пожирать себя за то, что не сделано, упущено и потрачено впустую – или решить, что оставшейся жизни как раз хватит на то, чтобы все успеть, и приняться за дело; век пилить ближнего своего за то, какое он тупое неповоротливое ничтожество – или начать хвалить за маленькие достиженьица и победки, чтобы он расцвел и почувствовал собственную нужность – раз ты все равно с ним, и любишь его, зачем портить кровь ему и себе…?»

Что такое Гештальт-терапия?

О Гештальте и психотерапии для клиентов.

Часть 1

О симптоме, запросе и том кому нужна терапия.

Я хочу сделать некий путеводитель по Гештальту для Клиента  – то есть серию небольших постов, с помощью которых  стало бы более понятно какую пользу несет психотерапия. Начну с того, зачем собственно человек приходит в психотерапию (неважно индивидуальный формат или групповой, или же речь вовсе идет о тренинге).
Чаще всего человек приходит на терапию ради(продолжить чтение)

Часть  2

Зачем приходить на терапию?

(В чем же всё-таки польза терапии?)

Наши основные психологические защиты формируются довольно-таки рано: к 5-7 годам наш характер уже во многом сформирован, сформированы многие поздние защитные механизмы.

А ранние и довербальные защиты формируются и того раньше – к 3!. Другими словами наши психологические защиты, наши «панцири» и «доспехи», наши «клыки» и «копья» — то есть то как мы воспринимаем мир и как с ним общаемся (читай – наш характер) сформированы  к дошкольному возрасту.  И с этим багажом мы выходим во взрослую жизнь… (продолжить чтение)

Часть 3

Выбор, псевдовыбор и Новизна

Нам кажется, что мы всегда самостоятельно принимаем решения, делаем свои выборы. Однако, так ли это? Наши привычки, наш сценарий (читай, семейно-психологические традиции, передаваемые из поколения в поколения), наши психологические защиты и сопротивления, весь наш опыт (и опыт удач и опыт травм) все это влияет на выборы, который мы делаем сегодня

(продолжить чтение)

Для специалистов и не только.

Юлия Пирумова в своем фейсбуке пишет простую,
понятную и очень важную мысль про терапию и значения отношений в терапии:

«Сегодня на сессии вспомнила важную особенность терапии. Психологи и интересующиеся ее знают, но напомню всем желающим:

Травма и следующее расщепление, а потом и боль, страхи, тревога и прочие последствия, создают нарушения контакта. То есть мы научаемся жить и переживать все в одиночку. Глобальным следствием травмы является изоляция и одиночество переживания. И смысл, ресурс и исцеление в терапии находятся именно в контакте с другим! В том, как мы имеем возможность БЫТЬ вместе с другим человеком в точке своей боли и бессилия. Мы находим нового себя в живом контакте! Это возможность переживания своих чувств, опыт их раскрытия и как следствие — обнаружение силы того, что я ценен, мои чувства ценны, мои переживания ценны; этим всем можно и нужно делиться и что немаловажно: рядом есть человек, который не разрушается от всего этого. То есть чувства, какие бы они не были непереносимыми, можно показать. И другой человек все равно останется рядом и не отвергнет, не осудит и не будет «лечить» меня.

Именно в этой точке много исцеления.. В здоровом человеческом контакте, для которого мы были рождены! Терапия — это как переход на другой уровень жизни, точнее, возврат в место «до травмы»: в место, где ничто не мешало мне быть самой собой.

Именно поэтому самотерапия и самообьяснение — предельны по своей эффективности. От точки «психолог ничего не может мне объяснить обо мне, чего я сам не смог бы» есть вариант прийти в состояние «я больше не могу один выносить это». И я собираюсь с силами и нахожу смелость идти к специалисту, с которым моя душа способна будет вернуться из изоляции в контакт»!

 ломпа

Старые дети

(статья для газеты «Все для Вас»)

http://psy-de.ru/wp-content/uploads/2014/04/staryie-deti.png

из фильма "Сказка о потерянном времени"

из фильма «Сказка о потерянном времени»

Некоторые люди умудряются  состариться, так и не повзрослев. Так и не научившись брать ответственность за свою жизнь. Они, несмотря на свои 25, 30, 40…60 лет совершенно по-детски воспринимают мир, так же по-детски избегают ответственности за себя, за свои выборы. Инфантилизм. Вера в сказки и чудеса, вера в то, что кто-то большой, взрослый и сильный поможет. Вера, которая когда-то из опоры и ресурса вдруг превратилась в оправдание своей пассивности. Откуда это берется и как с этим бороться?

Свобода и реализация себя невозможна без ответственности. Но когда ответственность воспринимается как синоним вины, её очень хочется избежать, оттолкнуть и «сбагрить» на кого-нибудь другого. Если родители не понимают разницы между ответственностью и виной, то их ребенок, вырастая, имеет все шансы стать инфантилом. Ответственность – это всегда мой выбор, это та часть моей реальности, которой я готов и хочу управлять. Вторая важная опора в инфантилизме это выученная беспомощность. Больших и сильных слонов удерживает маленькая ветка, воткнутая в землю. Как это происходит? Когда слоны еще совсем маленькие их сажают на цепь, привязывая к крепкому столбу, и они на всю жизнь запоминают всю тщетность попыток вырвать этот столб. Так формируется выученная беспомощность. Мы тут мало, чем отличаемся от слонов.

Нужно понимать, что инфантилизм – это не характеристика человека, это характеристика отношений. Это симптом системы, в которой он находится и в которой вырос. Он таков, потому что система, в которой он живет, позволяет ему быть таким.

Не хотите, чтобы на вас перекидывали чужую работу – не берите за нее ответственность. Например, мать страдает и жалуется на своего великовозрастного сына:  он не работает и ни к чему не стремиться в жизни,  а только целыми днями просиживает за компьютерными играми. Но она продолжает обеспечивать его всем необходимым для жизни, она платит за его квартиру, готовит ему кушать, дает  деньги, и тем самым поддерживая не  своего ребенка, а его невроз. Такая мать соучастник, соавтор системы, в которой инфантилизм поощряется одной стороной и выгоден второй стороне.

Взаимная семейная поддержка очень важна. К кому еще как не к семье можно обратиться, когда тебе сложно? И я совсем не о том, помощь это плохо. Я о паразитизме, когда одни живут за счет других, когда тем, кто психологически взрослее приходиться постоянно решать чужие проблемы.

Чувство вины, чувство долга, чувство собственного превосходства, чувства жалости – это немногое из того, что может удерживать в такой модели отношений «спасателя». А еще это «отличный» способ не решать свои проблемы, не заниматься своей жизнью: «я же занят, я постоянно помогаю этому бездельнику!». И тогда это тоже своего рода инфантилизм, только более изощренный и социально приемлемый.

Об этом писал психотерапевт Стивен Карпман, автор известной схемы – треугольник: «жертва-насильник-спасатель». Все эти роли не только присутствуют, но и постоянно меняются местами: жертва становится насильником, и начинает нападать на бывшего спасателя.

Если вы замечаете, что попали в подобного рода систему. И что постоянно спасаете, злитесь и страдаете в отношениях с близким человеком, который злоупотребляет вашей заботой. Это повод задумать о том, зачем вам это? И том, какую на самом деле, медвежью услугу вы оказываете такому спасаемому. Попробуйте трезво взвесить: идет ли на пользу ваша помощь, возможно человеку действительно необходима поддержка, а возможно он ей злостно, хоть и неосознанно пользуется. И тогда это повод что-то менять в отношениях, брать ответственность за свою жизнь, а не за чужую.

Ефремов Д. 

А знаете ли Вы?

Ведь наши слезы имеют различную структуру в зависимости от причины, их вызвавшей. Под микроскопом слезы горя, надежды и слезы во время нарезки лука выглядят по-разному.
(спасибо http://www.adme.ru)

слезы

Календарь событий на декабрь 2014

6 декабря

11  и 21 декабря

20 декабря

Очередная встреча Гештальт-терапевтической группы «Не Формат»

Бесплатный Мастер-Класс

«Гештальт и развитие личностной эффективности»

Гештальт-тренинг

«По дороге из жёлтых кирпичей»

Группа функционирует с февраля 2014.
Мы встречаемся раз в месяц в субботу с 16.00 до 22.00.
В группе есть и постоянные участники, которые стараются не пропускать встреч, и те, кто приходят время от времени. Я разделяю точку зрения, многих специалистов, что сочетания групповой и индивидуальной терапии дает лучшее результаты
. «Не Формат» — это место встречи небезразличных людей, где можно увидеть и услышать Другого. А ведь именно такая Встреча с Другим позволяет нам познать и себя.

Стоимость участия для новеньких, или после пропуска – 1000 руб

Подробнее про группу тут

В начале следующего года, я хочу запустить небольшую серию тренингов, посвященных вопросам личностной эффективности, психологии бизнес-процессов, про те навыки, которые необходимы, чтобы успешно заниматься своим Делом. Про то, как на эти вопросы можно смотреть с помощью Гештальта.
А 10-го и 21-го декабря состоятся бесплатные воркшопы, на которых я и представлю эту линейку тренингов. Выбирайте день, регистрируйтесь и приходите!

Подробнее про Мастер-класс тут

20 декабря в 15.00

Тренинг об одном из самых главных вопросов: о том, как мы обходимся со своими желаниями.мы будем исследовать установки, размышлять о платах и рисках, искать балансы между «должен» и «хочу», замечать ответственность и делать выборы.

 

с 15.00 до 21.00, на Доломановском, 1.

Стоимость участия:

от 850 до 1200
(по предоплате)


1500 — при оплате на месте.

Подробнее

про тренинг тут

Подпишитесь, чтобы не пропустить следующий выпуск!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники